Фёдор Достоевский / Экранизации Идиот / Белые ночи / Кроткая / Скверный анекдот / Братья Карамазовы / Преступление и наказание / Игрок / Униженные и оскорблённые / Вечный муж / Бесы -------- 1. Идиот, реж. Иван Пырьев (1958) Фильм рассказывает о возвращении в Россию после лечения князя Льва Николаевича Мышкина, его появлении в доме Епанчиных и знакомстве с необыкновенной женщиной Настасьей Филипповной, чей облик с первой секунды поражает князя. -------- 2. Белые ночи, реж. Иван Пырьев (1959) Петербург 40-х годов XIX столетия. Лето, белые ночи. На берегу Невы Мечтатель знакомится с Настенькой. Пять ночей, гуляя по городу, молодые люди рассказывают о себе. Разуверившаяся в чувствах человека, которого любит, Настенька обещает влюбленному в нее Мечтателю выйти за него замуж, но… появляется тот, другой, Настенька снова счастлива, а Мечтатель опять одинок. -------- 3. Кроткая, реж. Александр Борисов (1960) Женившись на бедной девушке, ростовщик пытается выместить на безответной сироте злобу за перенесенные в жизни обиды, надеясь на то, что она будет безропотно жить в постоянной мольбе за его благородную душу. Однако Анна вступает с мужем в непримиримый нравственный поединок… -------- 4. Скверный анекдот, реж. Александр Алов & Владимир Наумов (1966) Возвращаясь из гостей поздним вечером, действительный статский советник Пралинский случайно оказывается рядом с домом, где празднует свадьбу один из его подчинённых по фамилии Пселдонимов. Желая показать себя с лучшей стороны, генерал заходит поздравить молодых. Неожиданное появление начальства доводит жениха до помешательства, а высокий гость постепенно опускается до уровня пьяной компании. -------- 5. Братья Карамазовы, реж. Иван Пырьев (1968) В фильме поднимаются вопросы о корнях зла и источниках добра, о том, как сосуществуют эти начала в душе человека, в мире, в котором он живет. -------- 6. Преступление и наказание, реж. Лев Кулиджанов (1969) Бедный студент Родион Раскольников идет на преступление, за которым неизбежно следуют муки совести: его душа, отягощенная грехом убийства, мечется между верой и безверием, надеждой и отчаянием. Расследование сыщика Порфирия Петровича в конечном итоге выводит следствие на Раскольникова, но еще до знакомства со следователем Родион встречает настоящую любовь. Она поможет ему прийти к покаянию. -------- 7. Игрок, реж. Алексей Баталов (1972) Генерал Загорянский вместе с детьми и их домашним учителем живет в роскошном отеле на немецком курорте Рулетенбург. Ещё в России генерал заложил свое имение и теперь с нетерпением ждет из Москвы известия о смерти больной тетки. Только тогда он может получить большое наследство и то положение в обществе, о котором мечтает… -------- 8. Униженные и оскорблённые, реж. Андрей Эшпай (1990) В основе фильма — история двух семей, разорённых аристократом князем Валковским, любовь Наташи Ихменевой и сына Валковского; судьба молодого писателя Ивана Петровича, безответно влюблённого в Наташу, и сиротки Нелли, чья жизнь также таинственно связана с князем. -------- 9. Вечный муж, реж. Евгений Марковский (1990) В центре внимания взаимоотношения в любовном треугольнике. Вельчанинова, человека «много и широко» пожившего, неожиданно судьба сталкивает с господином Трусоцким, у которого умерла жена, оставив его с 9-летней дочерью. Вельчанинов понимает, что эта девочка — его дочь и терзается вопросом — что именно известно Трусоцкому о любовных связях его жены. Обманутый муж страдает от ревности к умершей жене и не торопится признаваться Вельчанинову, что он все знает об их отношениях. Ревность, оскорбленное доверие превращают добродушного и покорного «вечного мужа» в мстителя. -------- 10. Бесы, реж. Игорь Таланкин & Дмитрий Таланкин (1992) В основе подлинный исторический факт: убийство в Москве в 1869 году лидером «Народной расправы» студента, отошедшего от революционной деятельности. В центре сюжета — блестящий дворянин, любимец женщин Николай Ставрогин, вовлеченный в тайное общество…